Проверяю домашнее задание у ребенка по обществоведению. Она должна была прочесть сказку «Бой на калиновом мосту» (из сборника сказок А. Афанасьева) в редакции Универсальной хрестоматии для 4 класса (Эксмо, 2020). Прочесть, пересказать и записать краткое содержание в тетради.

Изложение в тетради получилось не очень — какое-то сумбурное и не ясное. Думаю, ознакомлюсь сам с сим произведением, прежде чем критиковать дочку.

Читаю, значит:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на прокормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном.»

Ну, Ок. Наверное, так и надо, целомудренно, описывать процесс зачатия детей. Далее:

«Во сне им привиделось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруде златоперый ерш плавает, коли царица его скушает, сейчас может забеременеть. Просыпались царь с царицею, кликали к себе мамок и нянек, стали им рассказывать свой сон. Мамки и няньки так рассудили: что во сне привиделось, то и наяву может случиться.»

Допустим, это же сказка для детей. Потом там описывается процесс поимки того самого «златоперого ерша». И вот процесс его приготовления и употребления:

«Кухарка вычистила ерша, вымыла и сварила, помои на двор выставила; по двору ходила корова, те помои выпила; рыбку съела царица, а посуду кухарка подлизала.»

Ну поели и поели. Что здесь криминального? Ничего. А вот финал этой негигиеничной трапезы уже интересный:

«У царицы родился Иван-царевич, у кухарки – Иван, кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович.

Стали ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто – кухаркино и кто от коровы народился.»

На одно лицо?! Вы серьезно?! После ухи из ерша? Я, конечно понимаю, что это сказка. Но в ней же намек — добрым молодцам урок… Может тут речь идет об экстракорпоральном оплодотворении всех трех от одного донора? Али царь-батюшка был неверным мужем. А про его отношения с коровой — и говорить тогда не хочется. Тьфу, короче.

Но это только начало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далее ожидает встреча трех Иванов с неким стариком (отцом трех Чудо-юд) и его женой-ведьмой. Этому старику-то и захотелось взять в жены «царицу – золотые кудри» (при живой-то супруге, хоть и ведьме). Ну ведьма с горя пошла и утопилась.

Мы таким образом боремся за традиционные семейные ценности?

Но что еще интересно, так сын коровы оказался самым смелым, умным и добрым.

Прочитал я эту сказку и у самого полный сумбур в голове. Как такие произведения писались и что при этом употреблял автор — не ясно. И для чего их включать в школьную программу, вместо классически изложенных сказок? Не мудрено, что ребенок в своем изложении тоже ересь написал.

1+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *